Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утверждён  17 октября 2013 года  Приказом  №1155 Министерства образования  и науки РФ.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

ФГОС дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Пр. №1155 от 17.10.2013г. Вступил в силу 01.01.2014г.

Образовательные области ФГОС дошкольного образования

  • Социально-коммуникативное развитие.

Цели: социализация; приобщение к социально-культурным нормам; приобщение к народным традициям.

Задачи: усвоение морально-нравственных норм; развитие общения во взаимодействии; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания; воспитание уважительного отношения к семье, взрослым; установки к различным видам труда.

Содержание: Усвоение социальных ролей в общении через сюжетно-ролевые игры. Воспитание безопасного поведения в быту, социуме, природе. Трудовое воспитание. Патриотическое воспитание (развитие, формирование и систематизация понятий: родина, страна, герб, гимн, столица, край, город, дом, семья, общественные явления).

  • Познавательное развитие.

Цели: развитие познавательных интересов, способностей: сенсорных, интеллектуальных, творческих.

Задачи: развитие любознательности, воображения, творческой активности; развитие представлений об окружающем мире: форма и цвет предметов, их размер, материал; понятия о ритме, темпе, количестве; понятия о числе (целое и части), о пространстве и времени; понимание причины и следствия явлений.

Содержание: Люди. Объекты. Свойства. Отношения. Планета Земля. Представления об Отечестве. Национальные праздники. Знаки и символы. Эксперименты с природным материалом. Развитие мышления, внимания, памяти (умение задавать вопросы, выполнять логические задания). Развивающие игры с детьми.

  • Речевое развитие.

Цели: Формирование устной речи и навыков речевого общения. Расширение у детей речевых возможностей.

Задачи: Овладение речевой культурой. Знакомство с книжной культурой, жанрами литературы. Обогащение словаря. Формирование предпосылок грамоты, развитие связной речи (диалог, монолог). Развитие речетворческих способностей. Воспитание интонационной культуры, фонематического слуха, грамматического строя речи. Упражнение в словообразовании. Знакомство детей с различными типами словосочетаний и предложений. Воспитание интереса к художественному слову.

Содержание: Использование разнообразных средств развития речи: активное общение, создание языковой среды, ознакомление с искусством (музыкой, театром). Активизация рассуждения на занятиях по программным разделам. Наглядные методы развития речи: наблюдения, экскурсии, наглядность, рассказывание по игрушкам, по картинкам. Словесные методы: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, пересказ, беседы с детьми. Практические методы: дидактические игры и упражнения, инсценировки, пластические этюды, хороводные игры.

  • Художественно-эстетическое развитие.

Цели: Развитие художественного творчества. Музыкальное воспитание. Развитие умения видеть красоту в жизни и искусстве.

Задачи: Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства: словесного, изобразительного, музыкального, мира природы. Воспитание эстетического отношения к окружающему миру. Знакомство с жанрами искусства. Активизация восприятия музыки, художественной литературы, фольклора. Знакомство детей с жанрами искусства.

Содержание: Рассматривание картин, скульптур, изделий народно-прикладного искусства, декоративных росписей. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческой деятельности: изобразительной, конструктивной (модельной), музыкальной и др.

  • Физическое развитие.

Цели: Гармоничное физическое развитие детей. Формирование ценностного отношения и интереса к физкультуре. Формирование основ здорового образа жизни.

Задачи: Охрана жизни и укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности, обеспечение функций всех органов. Развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, овладение знаниями о своем организме, знание детьми способов укрепления своего здоровья. Формирование интереса и потребности в физических упражнениях, разностороннее гармоничное развитие.

Содержание: Приобретение детьми двигательного опыта. Целенаправленность и самореализация в двигательной сфере. Знакомство с правилами и нормами питания. Выполнение режима. Закаливание. Формирование у дошкольников полезных привычек.

 

Страница обновлена 14.11.2021