Структура образовательного учреждения и система его управления
Общий режим работы МДОУ: с 07.00. до 19.00, выходные дни – суббота и воскресенье.
Основными формами координации деятельности аппарата управления являются:
- Общее собрание трудового коллектива ДОУ
- Педагогический совет
- Родительский комитет
- Совет родителей МДОУ
В плане структурированного или модернизированного ДОУ – создать в МДОУ «Детский сад № 20» Попечительский совет или Управляющий совет (по итогам голосования).
Структура управления в МДОУ состоит из 4-х уровней управления:
- Руководитель учреждения – 1 уровень,
- Заместители руководителя, общественное управление – 2 уровень,
- Сотрудники ДОУ – 3 уровень,
- родители (законные представители) воспитанников – 4 уровень,
Все функции управления – прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция и стимулирование направлены на достижение максимального результата.
Главные принципы управления коллективом – демократичность, уважение, поддержка, понимание друг друга.
Структура органов управления МДОУ "Детский сад № 20"
Управление МДОУ «Детский сад № 20» осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2013г., ФГОС дошкольного образования, федеральными законами Российской Федерации в сфере образования и Уставом ДОУ.
Непосредственное руководство МДОУ осуществляет заведующий, назначенный на должность Учредителем. Заведующий обеспечивает открытость образовательного учреждения социальной среде, эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, надзорными органами, образовательными организациями по вопросам управленческой деятельности.
Управляющая система состоит из двух структур:
I структура управления:
А) Общественное управление:
Органами самоуправления ДОУ являются:
Общее собрание трудового коллектива МДОУ: Общее собрание МДОУ (далее – Общее собрание):
- рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников;
- разрабатывает, принимает, вносит изменения и дополнения в Устав МДОУ, локальные нормативные акты, Правила внутреннего трудового распорядка МДОУ, Коллективный договор МДОУ;
- защищает права и интересы работников МДОУ;
- избирает представителей работников в состав комиссии по трудовым спорам.
Общее собрание собирается не реже двух раз в год по плану работы МДОУ, а также по мере необходимости. Общее собрание является правомочным, если на нем присутствует 2/3 количества работников МДОУ. Решение Общего собрания принимается простым большинством голосов, присутствующих на собрании работников МДОУ и оформляется в виде протокола.
В состав Общего собрания также входят с правом совещательного голоса представители Управления образования. Для ведения Общего собрания открытым голосованием избираются его председатель и секретарь.
Педагогический совет - является постоянно действующим главным коллегиальным законодательно-распорядительным органом управления МДОУ, действующий в целях развития и совершенствования воспитательно-образовательного процесса с детьми и методической работы с педагогами и родителями.
Педагогический Совет образуют сотрудники МДОУ, занятые в воспитательно-образовательной деятельности: заведующий МДОУ, старший воспитатель, музыкальные руководители, воспитатели, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог, врач, старшая медицинская сестра, председатель профсоюзного комитета МДОУ, председатель родительского комитета МДОУ.
Педагогический совет решает следующие задачи:
- Обсуждает нормативные правовые документы в области общего и дошкольного образования, устав и локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность Учреждения, решает вопросы внесения необходимых изменений и дополнений в локальные акты.
- Определяет направленность образовательной деятельности Учреждения.
- Выбирает общеобразовательные программы дошкольного образования, в том числе парциальные программы, современные педагогические технологии и методики для использования в воспитательной и образовательной работе с детьми и реализации приоритетного экологического направления.
- Обсуждает вопросы содержания, формы и методы образовательного процесса, планирование образовательной деятельности.
- Рассматривает вопросы о реализации дополнительных образовательных программ, не предусмотренных общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в Учреждении.
- Организует выявление, обобщение, внедрение педагогического опыта.
- Рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
- Обсуждает планы работы Учреждения.
- Подводит итоги деятельности Учреждения за учебный год.
- Обсуждает характеристики и принимает решения о награждении, поощрении педагогических работников Учреждения.
- Выбирает и утверждает состав аттестационной комиссии, экспертной группы, творческой группы и др.
- Заслушивает: отчеты заведующего о создании условий и ходе реализации для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; отчеты о выполнении федеральных государственных требований; отчет о результатах готовности детей к школьному обучению; информацию о самообразовании педагогов и другое; отчет об исполнении решения педагогического совета.
Общее родительское собрание МДОУ - коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения.
Общее собрание родителей (законных представителей) решает основные задачи:
- Рассматривает вопросы воспитания, развития и укрепления здоровья детей;
- Рассматривает вопросы качества оказываемых ДОУ образовательных услуг;
- Вопросы безопасности содержания воспитанников в ДОУ;
- Определяет необходимость оказания дополнительных платных образовательных услуг;
- Рассматривает вопросы развития ДОУ.
Общее родительское собрание собирается не реже 2 раз в год. Общее родительское собрание читается правомочным, если на нём присутствуют не менее половины родителей (законных представителей) воспитанников. Решения принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей присутствующих, и оформляются протоколами.
Родительский комитет МДОУ - постоянный коллегиальный орган самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения.
Основной целью Родительского комитета является содействие в совершенствовании деятельности и развития МДОУ. Родительский комитет не вправе вмешиваться в образовательный процесс МДОУ. В состав Родительского комитета входят педагогические работники ДОУ, родители (законные представители) и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии МДОУ.
Функции Родительского комитета:
Статус Родительского комитета, его функции, обязанности и ответственность определяются Положением о Родительском комитете, утверждаемым Общим родительским собранием. Осуществление членами Родительского комитета своих функций производится на безвозмездной основе.
Органы самоуправления в МДОУ действуют на основании Устава и Положений об органах самоуправления МДОУ.
Механизм управления современным дошкольным учреждением мы видим в создании новых форм взаимодействия дошкольного учреждения и всех участников педагогического процесса.
Структура форм взаимодействия:
II структура управления:
Б) Административное управление, которое имеет линейную структуру состоящая из трех уровней.
Организационная структура управления МДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления. В организованной структуре административного управления МДОУ выделено несколько уровней линейного управления.
Первый уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в Уставе дошкольного учреждения. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя. Управленческая деятельность заведующего обеспечивает следующие условия для реализации функций управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ:
Объектом управления заведующего является весь коллектив МДОУ.
На втором уровне управление осуществляют: заместитель по АХР, старший воспитатель, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующий осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административной группой работников.
Третий уровень управления осуществляют: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, учебно-вспомогательный персонал, обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.
Все эти функциональные подразделения в структуре детского сада специализированы на выполнение определенных видов управленческих действий и могут принимать решения относительно круга специальных вопросов.