ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 20"

Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс  вариантов  его  развития,  его  непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка-дошкольника достижения конкретных образовательных результатов, поэтому в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования употребляется более корректный термин «целевые ориентиры».

Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы  это не то, что ребенок должен освоить в обязательном  порядке.  Ожидаемые образовательные результаты следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающие направленность воспитательной деятельности взрослых.

В соответствии с ФГОС ДО ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры) не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, педагоги не должны требовать от детей достижения конкретных образовательных результатов. Но этот факт вовсе не отменяет необходимости для самого педагога удерживать ожидаемые образовательные результаты именно как целевые ориентиры, задающие вектор работы с детьми.

Ожидаемые образовательные результаты Программы базируются на ФГОС ДО, цели и задачах, обозначенных в Программе и подразделяются на:

  • Мотивационные образовательные результаты — это сформированные в образовательном процессе первичные ценностные представления, мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений  к окружающему миру, к себе, другим людям, инициативность, критическое мышление.
  • Универсальные образовательные результаты — это развитие общих способностей (когнитивных — способности мыслить, коммуникативных — способности взаимодействовать, регуляторных — способности к саморегуляции своих действий).
  • Предметные образовательные результаты — это усвоение конкретных элементов социального опыта и в том числе элементарных знаний, составляющих предпосылки научного представления о мире, предметных умений и навыков.

Такой подход к пониманию образовательных результатов не позволяет акцентировать внимание исключительно на достижении предметных результатов (ЗУН — знания, умения, навыки), но требует комплексного подхода и предполагает, что во главу угла ставится формирование личности ребенка через развитие общих способностей (когнитивных, коммуникативных, регуляторных) с опорой на сформированные ценностные представления и полученные знания, умения, навыки.

В такой парадигме достижение предметных результатов (знания, умения, навыки) является не целью, а материалом для развития ребенка, а ценностные представления задают требуемое направление для проявления инициативы и самореализации.

Мотивационные образовательные ориентиры Предметные образовательные ориентиры
ценностные представления и мотивационные ресурсы знания, умения, навыки
  • инициативность.

  • Позитивное отношение к миру,

к другим людям вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

  • Позитивное отношения к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах.

  • Позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело.

  • Сформированность первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо

и что такое плохо», стремление поступать правильно, «быть хорошим».

  • Патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной ответственности.

  • Уважительное отношение к духовно- нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны.

  • отношение к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.

  • Стремление к здоровому образу жизни.

  • овладение основными культурными способами деятельности, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
  • овладение универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого

и выполнять его инструкции.

  • овладение начальными знаниями

о себе, семье, обществе, государстве, мире.

  • овладение элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., знакомство с произведениями детской литературы.
  • овладение основными культурно- гигиеническими навыками, начальными представлениями о принципах здорового образа жизни.
  • Хорошее физическое развитие (крупнаяи мелкая моторика, выносливость, владение основными движениями).
  • Хорошее владение устной речью, сформированность предпосылок грамотности.
Универсальные образовательные результаты
когнитивные способности коммуникативные способности регуляторные способности
  • Любознательность.
  • Развитое воображение.
  • Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения.
  • Способность самостоятельно выделять и формулировать цель.
  • Умение искать и выделять необходимую информацию.
  • Умение анализировать, выделять главное и второстепенное, составлять целое из частей, классифицировать, моделировать.
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы.
  • Умение доказывать, аргументированно защищать свои идеи.
  • Критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
  • Умение общаться

и взаимодействовать с партнерами по игре, совместной деятельности или обмену информацией.

  • Способность действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия с остальными участниками процесса.
  • Умение организовывать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми.
  • Умение работать в команде, включая трудовую и проектную деятельность.
  • Умение подчиняться правилам и социальным нормам.
  • целеполагание и планирование (способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели).
  • Прогнозирование.
  • Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.
  • Самоконтроль и коррекция.

Ожидаемые  итоговые  результаты  освоения   Программы   являются целевыми ориентирами на этапе  завершения детьми дошкольного образования.

Промежуточные ожидаемые результаты освоения Программы являются целевыми ориентирами в каждый возрастной период освоения Программы и подробно представлены в Основной образовательной программе МДОУ "Детский сад № 20", а также по ссылке.

Педагогическая диагностика в МДОУ "Детский сад № 20"

Положение о системе оценки индивидуального развития обучающихся МДОУ "Детский сад № 20"

Страница обновлена 15.11.2021